Коммерческая тайна

Общие положения.
Обеспечение безопасности - это предотвращение угроз осуществления декларированных задач
Любая страна, а тем более фирма подвергается тем или иным видам опасности в различных сферах, что предполагает создание системы, адекватно и гибко реагирующей на разнообразные угрозы и опасности. Цель деятельности системы безопасности - создание механизмов выработки и реализации оптимальных решений в обеспечении безопасности.
Достижение цели предполагает: формулирование ценностей, определение угрожающих факторов, разработку и реализацию мер противодействия, анализ итогов действий.

Государственная и коммерческая тайна.
Закон РФ от 21.07.93 г. "О государственной тайне" дает определение: "Государственная тайна- это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно- розыскной деятельности, распространение которых может нести ущерб безопасности РФ".

Отличия государственной тайны от коммерческой:

1.Сведения, составляющие государственную тайну, установлены соответствующим перечнем и подлежат защите со стороны государства. Коммерческая тайна перечнем не определена.

2.Государственная тайна охраняется силой государства в лице соответствующих органов, а коммерческая тайна - службой безопасности предприятия.

3.Коммерческие секреты могут быть государственной тайной, а государственные секреты не могут быть коммерческой тайной.

В повседневной жизни коммерческая тайна всегда выступает в форме коммерческих секретов. Поэтому всякая тайна есть секрет, но не всякий секрет есть тайна.

Коммерческая тайна - преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах и сферах производственно - хозяйственной, управленческой, научно - технической, финансовой деятельности фирмы, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможными угрозами экономической безопасности фирмы. Коммерческая тайна возникает тогда, когда она представляет интерес для коммерции (т.е. товар!).

Коммерческие секреты - форма проявления коммерческой тайны. Представляют собой сведения в виде документов, схем, изделий, относящиеся к коммерческой тайне фирмы и подлежащие защите со стороны службы безопасности от возможных посягательств путем хищения, выведывания, утечки информации.
Они различаются по следующим признакам:
  -по природе коммерческой тайны (технологические, производственные, маркетинговые)
  -по принадлежности к собственнику (собственность предприятия, отдельного лица).

Документы, содержащие коммерческие секреты, могут иметь гриф "конфиденциально", "строго конфиденциально", "только адресату", др. Для сведения: документы, содержащие государственную тайну подразделяются на три категории: сведения особой важности, совершенно секретные сведения, просто секретные сведения. Составленные перечни секретных сведений доводятся до органов государственной власти, предприятий и организаций только в части, их касающейся сроком на 5 лет.
Носитель коммерческого секрета - лицо, осведомленное о коммерческих секретах предприятия.

Носителей коммерческих секретов следует отличать от источников закрытой коммерческой информации (ноу-хау, схемы, документы, технологии, изделия, др.)

Конфиденциальность (ограниченность доступа, секретность) защищает производителя от недобросовестной конкуренции, под которой следует понимать различные противоправные действия в виде скрытого использования торговой марки, подделки продукции конкурента, обманной рекламы, подкупа, шантажа, шпионажа.

Промышленный шпионаж - незаконный сбор сведений, составляющих коммерческую тайну, незаконное использование секретной информации лицом или предприятием на то не уполномоченным ее владельцем.

Существуют две формы конкуренции: добросовестная и недобросовестная. При добросовестной стремятся получить максимальную прибыль путем оказания более качественных услуг и создания лучших товаров. При недобросовестной используют незаконные методы: беззастенчиво прибегают к экономическому шпионажу, коррупции, ложной рекламе, подделкам продукции конкурента, демпингу с целью подрыва экономических интересов конкурента или вытеснения его с рынка.

Шпионаж в бизнесе не этическая проблема, а устоявшийся прием деловой конкуренции. Термин "шпионаж" означает активные действия, направленные на сбор или хищение ценной информации, закрытой для доступа посторонних лиц. Главная причина шпионажа - стремление к реализации конкурентного преимущества как важнейшего условия достижения успеха в рыночной экономике.

Предпосылками становления промышленного шпионажа в РФ являются:
  -незащищенность цивилизованной коммерческой деятельности от негативного воздействия организованной преступности в РФ,
  -усиление произвола коррумпированных чиновников,
  -недобросовестное использование внешнеэкономических связей сторонами.
К наиболее типичным формам недобросовестной конкуренции относятся:
  -невыполнение взятых на себя обязательств, срыв сделок,
дискредитация деятельности честных фирм,
  -компрометация и шантаж руководителей,
  -массовое использование дезинформации, слухов, сплетен,
  -подкуп чиновников, конкурентов, саботаж,
  -активное использование криминальных структур.


Понятие "коммерческая тайна" введено законом от 12.06.90 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности в СССР" (В связи с принятием ГК РФ данный закон утратил силу, кроме ст. 34, 35 с 1.01.95 г.).
Согласно ст.139 ГК РФ:
1.Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

2.Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными настоящим Кодексом и другими законами.
Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.


Особенности толкования статьи:
1.Указанная статья предусматривает таким образом защиту прав обладателя сведений (информации), не подпадающих под охрану норм патентного, авторского или иного специального законодательства, защищающего особые объекты гражданского права (ст.151).

2.Статья не раскрывает содержание сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, указывая только на общий признак - коммерческую ценность информации.

3.Признание сведений конфиденциальными является прерогативой правообладателя. Исключения из этой нормы закрепляются законодательными или иными правовыми актами (см. постановление Правительства РСФСР от 5.12.91 г. №35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну"; Указ Президента РФ от 6.03.97 г. №188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера").

4.Статья распространяет условия охраны коммерческой тайны на служебную. На практике это не так, поскольку служебная тайна зачастую не является коммерческой ценностью. Запрет ее разглашения регулируется отдельными законодательными актами (законы РФ "О федеральных органах налоговой полиции", "О страховании", "О связи", др.).

5.Защита коммерческой тайны базируется на системе конфиденциальности. Нарушение защиты влечет прекращение исключительных прав обладателя.

6.Другие лица могут пользоваться конфиденциальной информацией, получив доступ к ней на законных основаниях, либо получив разрешение правообладателя ("беспатентная лицензия").

7.Статья прямо указывает на имущественную ответственность лица перед работодателем за разглашение служебной или коммерческой тайны. Реализация этого условия возможна только при включении его в трудовое соглашение (контракт).

При засекречивании информации следует исходить из принципа экономической выгоды и безопасности фирмы (принцип разумной достаточности). Информация ноу-хау должна всегда относиться к коммерческой тайне. Информация об изобретениях и рационализаторских предложениях относится к коммерческой тайне. .К коммерческой тайне относятся не только договоры, но в ряде случаев и сами факты их заключения. .Оптимальный размер затрат на охрану коммерческой тайны - до 15% к себестоимости.

Сегодня на первый план выдвигаются проблемы информационной безопасности: защищенности жизненно важных интересов субъектов в сфере информационных отношений.

Модель оценки засекречивания информации:
П = Ц х (1 - Р), где:
П - потери из - за несовершенства защиты,
Ц - ценность информации,
Р - уровень (вероятность) защиты.

Критериями, по которым определяется информация, относимая к перечню сведений, составляющих коммерческую тайну, могут быть следующие:
1.информация должна быть коммерчески выгодна вам или конкурентам.
2.информация не должна быть общедоступна на законных основаниях.
3.информация не должна быть государственной тайной или защищена нормами авторского или патентного права.
4.информация должна быть зафиксирована в материальной форме.
5.информация должна быть специально обозначена (загрифована).
6.информация не должна скрывать запрещенные законодательством действия.


DigitalSecurity, © 2003